Не уставайте жертвовать!

Патриотические и социальные плакаты времен Первой мировой

Рубрику ведет Валерия КАМИНСКАЯ

3491

30 июля 2015, 09:00

Продолжаем вместе с читателями "Взгляда-инфо" играть в ассоциации. Предыдущие выпуски рубрики были посвящены продовольственной программеантиамериканской пропаганде, борьбе за трезвость, вкусной и полезной еде, дружбе народов, материнству и детству, новогодним праздникам, Дню защитника Отечества, празднику 8 Марта, первоапрельским карикатурам, выбору профессии, отпуску и отдыху, образу страны в плакатах Интуриста.

 

Наша рубрика посвящена плакатам, открыткам и агитации советской эпохи, но сегодня мы решили обратиться к событиям последних дореволюционных лет.

Год назад в эти дни широко отмечалось столетие со дня начала Первой мировой войны. 28 июля 1914 года считается днем начала этого крупнейшего сражения в истории человечества. Три дня спустя, 1 августа, в войну вступила и Россия. Манифест о войне, объявленной нам Германией, обнародовал с балкона Зимнего дворца сам государь. На литографии видно, как патриотически настроенная толпа на площади размахивает российскими триколорами – очень узнаваемая картина.

101-ю годовщину начала Первой мировой отмечают совсем не так широко, как юбилейную дату. А ведь если внимательно порассматривать собранные на просторах интернета агитационные плакаты той поры, то к нашему сегодняшнему дню можно найти множество очевидных параллелей. Делать выводы предоставим нашим читателям.

Содержание пропагандистских плакатов очень сильно меняется с ходом войны. Сначала разудалый казак с пикой и шашкой, по масштабу кратно больший своих врагов, не боится никого и ничего: "Куды лезешь, куды прешь!". Россия в латах, со щитом и мечом побеждает мерзкого дракона. И тут же – романтика проводов, расставание солдата с любимой.

Но уже к зиме 1914-15-го начинают звучать призывы о жертвовании и помощи. А в 1915-16 годах практически только к этому и взывают плакаты и листовки, на которых бравого казака сменили солдаты на костылях.

Множество вариантов социальной рекламы посвящены 5,5% военному займу: кто может, должен подписаться – "патриотично и выгодно!". На многочисленных благотворительных базарах идет сбор денег в помощь раненым солдатам, детям погибших воинов, больным туберкулезом, братьям-румынам, даже семействам павших воинов – артистов варьете и цирка. На пасхальном базаре с "большой лотереей-аллегри" разыгрываются ваза от императрицы, автомобиль (!) и несгораемый шкаф.

Торговцы отчисляют процент с продаж на дом инвалидов. Художники и скульпторы проводят выставки и продают картины в пользу жертв войны. В Большом зале консерватории этому же посвящены "Концерты М.Е. Пятницкого с крестьянами" (будущий знаменитый хор). Формируется санитарный отряд для вывоза раненых с поля сражения и питательный отряд для помощи на фронте.

Просьбы пожертвовать носильное белье и пищевые продукты, на табак и на книгу солдату, переносные окопные бани, устройство дома для увечных воинов, на лазареты для моряков, разумные развлечения для детей беженцев, сиротские приюты.

Помогите заполнить наши кружки на нужды русских чудо-богатырей! На рождественский праздник обездоленным войной детям нужны игрушки, хотя бы поломанные, вещи для подарков и елочные украшения! Граждане Москвы, оденьте беженцев! Не уставайте жертвовать, как не устают биться за честь и величие нашей Родины те, кому вы жертвуете!

На одном из плакатов тех лет на поле битвы умирающему от ранения георгиевскому кавалеру является сам Спаситель. Всего на фронтах Первой мировой погибли 1,7 миллиона солдат Российской империи, почти 4 миллиона были ранены, больше миллиона составили потери среди мирных жителей.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5